«Сверхсоциализированные» подростки настроены на всестороннее саморазвитие, которое, предположительно, поможет им во взрослой жизни. Из всех групп подростков они кажутся наиболее ориентированными на взрослую жизнь и приспособленными к ней, отлично находят язык со взрослыми и наиболее активны в поиске информации о культурной жизни Москвы. Их жизнь в основном разворачивается внутри уже существующих социальных институтов: школы, центров дополнительного образования, семьи, музеев, театров и т.д. «Сверхсоциализированные» подростки хорошо интегрированы в эти социальные институты и четко понимают цель пребывания и свое место в них. Они очень избирательно относятся к культурному потреблению, и при этом, имеют довольно мало свободного времени.
«Сверхсоциализированные» подростки любят проводить время со взрослыми; они реже, чем представители других групп, выражают отсутствие интереса к общению со взрослыми (8% против 13% в среднем). Предпочитают проводить время в школе как с друзьями, так и самостоятельно, что может подразумевать общение с учителями (такой вариант отсутствовал в анкете, но эта тема обсуждалась на фокус-группах): «Мне очень повезло, мне кажется, и учителя понимающие очень, и у нас отношения не только — пришел на урок и тебе объяснили, мы ездим на практику, в театры. Но это очень здорово», — из фокус-группы с подростками, девушка, 16 лет.
У этой группы подростков, как правило, есть система увлечений и представления о будущей профессии, на подготовку к которой они предпочитают тратить свое свободное время.
Досуговые предпочтения:
«Сверхсоциализированные» подростки ориентированы на получение знаний и навыков, повышающих шансы на успех в жизни. По сравнению с другими группами, здесь самые высокие проценты по предпочтению «полезных» видов дополнительных занятий — спорт (83%) и иностранные языки (70%). Они настроены на всестороннее развитие; помимо спорта и иностранных языков, активно включены в занятия творчеством, причем не только самостоятельно.
Эта группа подростков чаще других ходит на дополнительные занятия в специализированные школы (рисование, театр, танцы, спорт), что говорит об их о склонности к разделению долгосрочной ответственности, желании глубоко освоить изучаемый предмет.
Примечательно, что в данной группе в вопросе «кто повлиял на выбор дополнительного образования» вариант «друзья» почти в два раза выше, чем у всех прочих групп. Вероятно, это связано с тем, что основной круг общения «сверхсоциализированных» подростков складывается в местах, связанных с образованием, а также то, что эта группа имеет четкие цели и способна самостоятельно принимать решения о выборе дополнительных занятий. Также важно, что родители доверяют им выбор, тем самым поддерживая их статус равных партнеров в диалоге со взрослыми.
Интересно, что дома они чаще, чем подростки в среднем, играют в настольные игры (22% против 14%). Это подтверждает высокую интеграцию в семью и хорошие отношения со старшими. Помимо этого, они занимаются самообразованием (37% против 32%), творчеством (43% против 39%), читают (63% против 58%).