приложение 2
Методология исследования
Отчет построен на данных исследования, которое включало опрос, фокус-группы, групповые и индивидуальные интервью. Анкетирование проходило в школах, среди учащихся 8–11 классов, и охватило 1000 подростков. В ходе исследования были опрошены учащиеся семнадцати школ разных типов из разных административных округов Москвы. Выборка репрезентативна, то есть была построена таким образом, чтобы отражать мнение как школьников из условно «благополучных» районов и школ, так и наоборот.
Описательная статистика

В опросе приняли участие 1000 школьников, из которых 63% учатся в общеобразовательных школах, 13% — в школе с углубленным изучением какого-либо предмета, 11% — в гимназиях, 10% — в колледжах, , 4% — в техникумах. Гендерное соотношение опрошенных: 50 % — юношей, 50% — девушек.
Больше всего данных было собрано о подростках, которые учатся в 8-м классе (30%), 10-м классе (20%) и 9-м классах (28%), меньше всего об одинадцатиклассниках (13%), в силу того, что основной этап опроса проходил весной и доступ к выпускникам был ограничен.
Больше всего среди опрошенных подростков тех, чьи родители имею высшее образование (мать — 59%, отец —52%). 27% подростков живут без отцов или отчимов. 30% имеют старших братьев или сестер, 76% — не являются единственным ребенком в семье.

Кластеры

Выделение кластеров по методу Варда на бинарных переменных было проведено в два этапа.
На первом этапе на основе качественных данных были выдвинули гипотезы, какие именно переменные могут быть значимыми для кластеризации групп.
На втором этапе на основе количественных данных был проведен кластерный анализ. Он позволил выделить относительно гомогенные группы респондентов в зависимости от распространенных среди них практик использования городской среды и «социальных» форматов участия (с кем именно респонденты вовлечены в те или иные формы культурной активности).
Кластерный анализ проводился методом Варда на бинарных переменных. В качестве меры измерения расстояния между кластерами использовалась мера квадрата евклидова расстояния.

Деревья решений

Описания стратегий вовлечения подростков в культурную жизнь города выявлены через построение деревьев решений по методу CHAID. В качестве основного вопроса о культурных практиках принимаются варианты «в театр_с друзьями», «в музей/на выставки_с друзьями» и «в музей/на выставки_с родителями» вопроса Q_17 — вопрос о том, как респонденты любят проводить свободное время.
Для описания ядерных групп (бывавших и не бывавших) была построена модели деревьев решений (CHAID), в которой учитывались все содержательные для подростков переменные.


В результате были получены характеристики портретов «типичных» практиков. Под ними понимаются не самые массовые персонажи, но люди, составляющие ядро каждой из групп. Ядерные группы определяются по следующему принципу. Предположим, по выборке n людей интересующего нас типа. Строя деревья решений, мы узнаём, какие свойства характерны для групп, в которых интересующие нас люди сильнее сконцентрированы.
Made on
Tilda