Подростковая аудитория:
характеристики групп
С кем проводят свободное время подростки?
От чего зависит степень их вовлеченности в культурную жизнь?
Какие мероприятия могут заинтересовать подростковую аудиторию?
Учреждениям культуры важно адаптировать свои предложения для подростковой аудитории. Помимо увеличения посещаемости, это позволит учреждениям создать новые пространства для коммуникаций в городской среде, включить подростков в культурную жизнь города, помочь сформировать досуговые практики и привычки молодых москвичей. Но не все подростки проводят время одинаково, и при разработке программ, проектов и мероприятий для подростковой аудитории принципиально важно учитывать, на какие ее сегменты они ориентированы.

На основе проведенных интервью и фокус-групп, а также ответов на предложенную анкету, мы выделили четыре группы подростков в зависимости от типа досуга и степени участия в культурной жизни Москвы. В этой главе мы подробно расскажем о каждой группе, разберем досуговые предпочтения, интересы, способы получения знаний и информации, присущие ее представителям.

Интересы групп могут быть выявлены с помощью анализа пабликов, которые пользуются наибольшей популярностью среди респондентов, интересных им знаменитостей и направлений дополнительного образования.
Потерянные подростки предпочитают проводить время с друзьями — гулять по центру города и в торговых центрах. Они выбирают досуг, связанный с общением; интересуются творчеством, искусством, стилем, хотя эти интересы обычно не сфокусированы и, как правило, выражаются в активном, но не слишком разборчивом потреблении.


Сверхсоциализированные подростки нацелены на всестороннее саморазвитие, уверенно чувствуют себя в городской среде и укоренены в окружающие социальные институты — вместе с друзьями проводят свободное время в школе после занятий; дома чаще всего проводят время с родителями.
Бунтующие подростки — подростки, выбирающие автономные от взрослого мира стратегии проведения свободного времени. Они предпочитают компании друзей и собственные сценарии досуга (активный отдых с друзьями, досуг в торговом центре с компанией, самостоятельные творческие занятия). Стремятся к сильным горизонтальным связям, что может быть следствием их слабой социальной позиции в целом и отсутствием интереса к «взрослому» миру.


Подростки-домоседы — подростки, выбирающие домашний досуг, который с большой степенью вероятности заполнен компьютерными играми. Имеют очень скудные представления о городской жизни, не имеют достаточных ресурсов и мотивации для выхода из дома.
Диаграмма 7
Гендерное соотношение в подростковых группах
Потерянные подростки
Первый выделенный нами тип — «потерянные» подростки. Они испытывают разноплановый, но неустойчивый и несфокусированный интерес к внешнему миру и постоянно находятся в поиске досуговых занятий. «Потерянные» подростки достаточно спонтанны и открыты к посещению как коммерческих развлекательных мероприятий, так и учреждений культуры. Они не имеют к культуре постоянного устойчивого интереса, воспринимают ее как источник удовольствий и получения эмоций.
«Ну, если касаемо лекций, мне немного скучно и грустно оттого, что я не могла уловить всю информацию, которую они дают, и они находили такое время, когда мне неинтересно, самое раннее в искусстве. (...) Мне хочется заниматься чем-то таким, где я могу испытывать эмоции, что-то такое, адреналин»
из фокус–группы с подростками, девушкa, 16 лет.
«Потерянные» подростки активно перемещаются по городу, бывают на культурных мероприятиях, но не умеют ориентироваться в потоке информации. При этом внешне они часто занимают активную потребительскую позицию — следят за модой, ходят в торговые центры, кафе, кино. Как правило, они имеют проблемы с будущей профориентацией, так как не ориентированы на конкретную занятость. У них нет четкой стратегии вовлечения во взрослую жизнь, что у них же самих вызывает некоторую обеспокоенность:
«Раньше очень хотела поступить в Вышку [НИУ ВШЭ], на экономический факультет, но теперь, после того как я поступила в лицей, у меня были огромные сомнения по этому поводу: как-то ну очень много баллов. Вот, теперь я не знаю, куда я хочу поступать, в каком направлении. Я раньше много занималась творческой деятельностью: я занималась танцами несколько лет, ходила в театральную студию, в модельную школу, но в основном я ходила на танцы, и мне это очень нравилось и нравится до сих пор. Но в последнее время я ничем не занимаюсь и не знаю, чем заняться, это очень трудно, потому что я прихожу домой и занимаюсь только учебой и определяюсь, куда мне поступать»
из глубинного интервью с подростками, девушкa, 16 лет.
Потерянные подростки не имеют устойчивого интереса к культуре и воспринимают ее как источник удовольствий и эмоций.
Все это приводит к тому, что даже будучи активными, такие подростки все равно остаются мало информированными о культурной жизни города, имеют обрывочные сведения о ней. Хотя родители часто стараются привить им определенные знания и культурные практики, вкладывая в это деньги и открывая доступ в учреждения культуры, на курсы и лекции, среди «потерянных» подростков классические форматы образования и вовлечения в культуру остаются мало востребованными:
«Мы с мамой это обсуждали, она хотела мне привить искусство, она записала меня на курсы, но мне не понравилось, не заинтересовалась. Родители учат с далекого детства.., а такие как я, я прихожу и не улавливаю ничего»
из фокус–группы с подростками, девушкa, 16 лет.
Для успешного долгосрочного вовлечения «потерянных» подростков в культурную жизнь города необходимо создать среду, учитывающую их интерес к интерактивным форматам и потребительской культуре (подробнее об этом — в главе «Рекомендации»).

Досуговые предпочтения:

«Потерянные» подростки предпочитают досуг с друзьями, о чем свидетельствует значительно превышающий среднее значение процент вовлечения в разного рода досуговые практики — даже не совсем типичные для подростковых компаний — совместно с друзьями. Например, походы в театр с друзьями превышают в этой группе среднее значение в два раза (47% против 23%).

В свободное время они чаще всего выбирают походы в кино (92%), прогулки на улице/во дворе (91%), в центре города (89%), в парке (85%) или кафе (80%). На 12% чаще, чем подростки в среднем, они бывают в центре города более раза в неделю.

Помимо функционально нагруженных дополнительных занятий, которые наиболее распространены среди всех подростков — то есть изучения иностранных языков (64%) и спорта (69%), — «потерянные» подростки склонны заниматься творчеством, при этом чаще всего самостоятельно (см. Диаграмму 8). Танцы и игра на музыкальных инструментах также входят в круг интересующих их занятий (25% и 24% соответственно); ими тоже занимаются самостоятельно.
Диаграмма 8
Наиболее распространенные виды творческих занятий среди «потерянных» подростков
Наличие артикулированных интересов:

У этой группы подростков нет выраженных сфокусированных интересов кроме активного потребления и внимания к сфере популярной молодежной культуры, в связи с этим охотнее всего они читают паблики о моде и стиле (33% против 22% в среднем). Также они читают паблики о политике (22% против 17% в среднем), но никак иначе ей не интересуются. Вот пример того, как подросток такого типа характеризует свой типичный досуг и интересы:
«Лично у меня в школе часто подростки ничем не увлекаются кроме того, как посидеть друг у друга, выпить там и так далее. Но я общаюсь с людьми, которые привыкли ходить по музеям, выставкам, и постоянно они не сидят дома, они постоянно ездят по Москве, там, в Парк Горького тот же самый ходят. Я постоянно вижу творческих людей, которые катаются там на сноуборде, на BMX'е — вот мне это интересно»
из глубинного интервью
с подростками, девушкa, 16 лет.

Деньги «потерянные» подростки чаще всего тратят на еду (74%), развлечения (63%), одежду и обувь (54%).

Способы получения информации и знаний:

«Потерянные» подростки открыты всему новому, о чем свидетельствует тот факт, что 44% из них хотя бы раз участвовали во флэшмобах. В силу этого можно предположить, что такие подростки будут заинтересованы в нестандартных образовательных форматах, особенно если они интерактивны и вызывают новые сильные эмоции.

Помимо уроков, представители этой группы предпочитают получать знания следующими способами: чтение (43%) и фильмы (43%), лекции (33%), свободное общение со старшими (32%). Охотно воспринимают визуализированную информацию — чаще, чем другие группы подростков, используют Instagram (65%), читают паблики с красивыми картинками (37%).

Участие в культурной жизни города:

62% «потерянных» подростков участвовали в городских акциях и праздниках, что в целом показывает их активность и интерес к культурной жизни города. Больший процент участия только в группе «сверхсоциализированных» подростков. Наибольший интерес у «потерянных» вызвали уличные культурные мероприятия на 9 мая, а второе место с небольшим отрывом делят «Ночь в музее» и День города. Их посещала пятая часть подростков в этой группе. Также именно данная группа чаще всего посещает городские мероприятия с друзьями (85%) и с семьей (69%).

В повседневной жизни такие подростки охотно посещают театр с друзьями (47% против 23% в среднем). Также они активно посещают театры и музеи / выставки совместно с родителями (50%). Исходя из данных фокус-групп, можно сказать, что для этой группы именно родители — проводники в культурную жизнь города:
«Ну, я лично знаю некоторые музеи, просто набираю и смотрю, какая там программа, либо у меня мама приезжает на машине, потом говорит, что это за музей»
из фокус–группы с подростками, девушкa, 16 лет.
«Или просто мама подкидывает идеи, она всегда знает, где что проходит, и говорит про книжные какие-нибудь выставки или фестивали»
из фокус–группы с подростками, девушкa, 14
лет.

Подростки этой группы хотели бы встретиться с известным музыкантом или исполнителем (53%), известным актером театра или кино (51%), спортсменом (42%). Также далее в рейтинге с большим отрывом идет известный писатель (22%).
Сверхсоциализированные
подростки
«Сверхсоциализированные» подростки настроены на всестороннее саморазвитие, которое, предположительно, поможет им во взрослой жизни. Из всех групп подростков они кажутся наиболее ориентированными на взрослую жизнь и приспособленными к ней, отлично находят язык со взрослыми и наиболее активны в поиске информации о культурной жизни Москвы. Их жизнь в основном разворачивается внутри уже существующих социальных институтов: школы, центров дополнительного образования, семьи, музеев, театров и т.д. «Сверхсоциализированные» подростки хорошо интегрированы в эти социальные институты и четко понимают цель пребывания и свое место в них. Они очень избирательно относятся к культурному потреблению, и при этом, имеют довольно мало свободного времени.

«Сверхсоциализированные» подростки любят проводить время со взрослыми; они реже, чем представители других групп, выражают отсутствие интереса к общению со взрослыми (8% против 13% в среднем). Предпочитают проводить время в школе как с друзьями, так и самостоятельно, что может подразумевать общение с учителями (такой вариант отсутствовал в анкете, но эта тема обсуждалась на фокус-группах): «Мне очень повезло, мне кажется, и учителя понимающие очень, и у нас отношения не только — пришел на урок и тебе объяснили, мы ездим на практику, в театры. Но это очень здорово», — из фокус-группы с подростками, девушка, 16 лет.

У этой группы подростков, как правило, есть система увлечений и представления о будущей профессии, на подготовку к которой они предпочитают тратить свое свободное время.

Досуговые предпочтения:


«Сверхсоциализированные» подростки ориентированы на получение знаний и навыков, повышающих шансы на успех в жизни. По сравнению с другими группами, здесь самые высокие проценты по предпочтению «полезных» видов дополнительных занятий — спорт (83%) и иностранные языки (70%). Они настроены на всестороннее развитие; помимо спорта и иностранных языков, активно включены в занятия творчеством, причем не только самостоятельно.


Эта группа подростков чаще других ходит на дополнительные занятия в специализированные школы (рисование, театр, танцы, спорт), что говорит об их о склонности к разделению долгосрочной ответственности, желании глубоко освоить изучаемый предмет.


Примечательно, что в данной группе в вопросе «кто повлиял на выбор дополнительного образования» вариант «друзья» почти в два раза выше, чем у всех прочих групп. Вероятно, это связано с тем, что основной круг общения «сверхсоциализированных» подростков складывается в местах, связанных с образованием, а также то, что эта группа имеет четкие цели и способна самостоятельно принимать решения о выборе дополнительных занятий. Также важно, что родители доверяют им выбор, тем самым поддерживая их статус равных партнеров в диалоге со взрослыми.


Интересно, что дома они чаще, чем подростки в среднем, играют в настольные игры (22% против 14%). Это подтверждает высокую интеграцию в семью и хорошие отношения со старшими. Помимо этого, они занимаются самообразованием (37% против 32%), творчеством (43% против 39%), читают (63% против 58%).
«Сверхсоциализированные» подростки меньше других заинтересованы в образовании вне существующей системы. Они включены в социальные институты и не стремятся к самостоятельности.
Приведенный ниже пример показывает, что «сверхсоциализированные» подростки сознательно относятся к своей занятости дома, самостоятельно регулируют ее и стараются наполнять содержательными видами деятельности:
«Я прихожу домой тоже поздно, и уже я настолько устала интеллектуально, что я, наверное, час пытаюсь как-то поесть, пообщаться с родными, какие-то новости посмотреть. На уроки я вообще не трачу время на самом деле, потому что нам задают не так много, и потом, я могу почитать книжку для себя как-то, фильмы можно посмотреть. Если есть много свободного времени, то я стараюсь заставить себя заняться каким-то самообразованием, то есть почитать что-нибудь полезное для олимпиады, для ЕГЭ, например»
из фокус–группы с подростками, девушкa, 16 лет.
Контраст с поведением «потерянных» подростков очевиден: «Как попадаю домой, я не делаю ничего полезного, я сразу такая в телефон… и все. А когда я где-то, я хотя бы не порчу себе глаза», — из фокус-группы с подростками, девушка, 14 лет.

Наличие артикулированных интересов:

Представители группы «сверхсоциализированных» подростков заинтересованы в саморазвитии и готовы самостоятельно его планировать. Интерес не только к образованию, но и к активному отдыху, спорту, творчеству показывает, что такие подростки ориентированы скорее не на узкие интересы, а на всестороннее развитие личности, способствующее успешному включению во взрослую жизнь:
«Начинается все с того, что сентябрь — хочется много всего нового, и я ставлю какую-нибудь цель: в этом году я пойду на курсы медсестры, подготовиться к сервису, сделать это, это, это. (...) Я в последний год вернулась в бально-спортивные танцы. Вот, и поэтому после каждый день после факультативов у меня в 9 начинается тренировка, в 10.30 она заканчивается, и я дома. Танцы, хореография — вот, но на самом деле все не так радужно, потому что я прихожу домой поздно, я устаю и дохожу до такого, но это как бы редко, я обычно блоками хожу, но я стараюсь себя заставлять, я постоянно внутренне с собой борюсь, потому что, знаешь, потом буду жалеть»
из фокус–группы с подростками, девушкa, 16 лет.
Помимо юмористических и новостных, такие подростки читают спортивные паблики, паблики о путешествиях и по интересам в сфере культуры. Больше, чем в целом подростки, они читают паблики о путешествиях (39% против 30%), спортивные (47% против 37%) и о городской жизни ( 20% против 16%). Чтение пабликов о городской жизни показывает, что эта группа больше других включена в культурную жизнь города и способна ориентироваться в ней. Это подтверждают и данные фокус-групп:
«Есть приложение "Афиша" — хорошее приложение, многие лекции [анонсируемые там] дорого стоят, хотела пойти, но дорого. Стараемся выбирать бесплатные или дешевые места»
из фокус–группы с подростками, девушкa, 16 лет.
В этой группе больше всего подростков, которые ежедневно используют Facebook — 22%. Использование интернета в целом мало отличается от типичного среднего поведения подростков в сети, однако «сверхсоциализированные» подростки почти в два раза чаще ведут блог. При этом они несколько меньше, чем подростки в среднем, делают репосты и выкладывают фотографии, а также ведут паблики.

Эта группа умеет выбирать досуг, организовывать и контролировать свое время:
«В том окружении, в котором я вращаюсь, подросток 16–17 лет — это, в общем, человек, который загружен сильно очень учебой и в основном, во многом думает о ней, в большинстве своем, у него не очень много времени на какие-то, на культуру, досуг, на какие-то хобби и… да, в общем-то, так»
из фокус–группы с подростками, девушкa, 16 лет.
Интересно, что по сравнению с другими группами в этой группе подростков самый высокий процент тех, кто тратит деньги на хобби — 35%.

Способы получения информации и знаний:

«Сверхсоциализированные» подростки меньше других групп стремятся выйти за рамки существующих институтов образования — только 22% выбирают формат самостоятельного изучения тех или иных областей. Вероятно, это связано с тем, что данный тип подростков активно интегрирован в существующую систему образования, им эмоционально комфортно находиться в этой среде, общаться со взрослыми, соответственно, они не стремятся к автономии. Других статистически значимых особенностей, связанных с получением информации и предпочитаемыми форматами, обнаружено не было.

Участие в культурной жизни города:

Только 29% «сверхсоциализированных» подростков не посещали крупных городских культурных событий. Этот показатель самый низкий из всех показателей по группам, что подтвержает тезис о вовлеченности таких подростков в культурную жизнь города. Кроме того, среди «сверхсоциализированных» самый высокий процент тех, кто посещал такие «взрослые» мероприятия, как «Пикник "Афиши"», хотя он и остается предельно малым — всего 5%. Из мероприятий наибольший интерес у этой группы вызвала все та же тройка лидеров: «Ночь в музее» (34%), мероприятия на 9 мая (28%), День города (22%).

В это группе 73% подростков посещают городские мероприятия с семьей или родственниками, что в целом больше, чем в других группах. Помимо этого, они склонны ходить на городские мероприятия самостоятельно (17% — самый высокий процент среди всех четырех групп).

Хотели бы встретиться с известным спортсменом — 48%, актером театра или кино — 43%, музыкантом / исполнителем — 42%, далее с большим отрывом идут известный ученый, политик, предприниматель — каждый по 18%.
Бунтующие подростки
«Бунтующие» — это подростки, которые создают зоны относительной автономии от взрослых, основанные не на практиках, копирующих взрослые (как, например, «потерянные», которые в значительной степени заимствуют взрослые досуговые практики — поход в кафе/кино и т.д.), а на субкультурной обособленности. Для них важно установить собственные правила. При этом они способны самостоятельно организовывать свой досуг: собираться для занятий спортом, создавать музыкальные группы, устраивать фестивали, заниматься самостоятельным образованием и т.д. Это могут быть как обычные подростковые субкультурные события, так и довольно агрессивные, политически окрашенные.

Так, во время групповых интервью с представителями данной группы на периферийных районах Москвы мы встретили солиста относительно популярной рэп-группы национал-патриотической направленности, вокруг которого консолидировалась компания подростков; в другом случае мы встретили группу ребят, которые занимаются самостоятельно спортом в лесу или на поляне под предводительством своего друга-КМС по боксу, участника движения «Оккупай Педофиляй»*.
*Движение, созданное российским общественным деятелем правого толка Максимом Марцинкевичем по прозвищу Тесак. Целью движения была объявлена борьба с растлителями несовершеннолетних. В 2014 году Марцинкевич был приговорен российскими судами к тюремному заключению на срок 2 года и 10 месяцев за экстремистскую деятельность.
Для представителей данной группы крайне важна возможность самостоятельно устанавливать правила, а не действовать в соответствии с требованиями взрослых.
Респондент 3: Хочется как-то интересней, поспортивней проводить время.
Респондент 1: Ну зашибись вообще. У меня дома спортивные перчатки и все такое, они просто валяются. И ребята тоже на улице…<...>Модератор: А вам нравится драться?
Респондент 1: Смотря с кем.
Респондент 2: Этот мальчик очень дружелюбный, он только получает, ха-ха-ха.
(...)
Модератор: А если заменить это на спортивное, в плане секции какой-нибудь.
Респондент 3: Там нужны правила, а тут борьба без правил, можно сказать
Из группового интервью с подростками, молодые люди, 14–15 лет
Склонность к такого рода экстремальным и агрессивным типам поведения доктор социологических наук, глава Центра исследований молодежи НИУ ВШЭ, Елена Омельченко связывает с чувством незащищенности и безвластия, которое провоцирует концентрацию на определенных типах солидарности (физической и тесной эмоциональной связи), сам же спектр убеждений, по мнению исследовательницы, является скорее следствием неоднозначной государственной политики в области мигрантов, семьи, ЛГБТ и т.д.[1].

Соответственно, не стоит акцентировать внимание на «плохом» характере таких подростков — вероятно, следует рассматривать его как следствие их социальной слабости и крайне ограниченных возможностей внутри существующих социальных институтов (школа, семья).

16% респондентов из данной группы вообще не любят проводить время со взрослыми. Интересно, что по сравнению с прочими группами, «бунтующие» значительно реже указывают, что им нравится проводить время с бабушками/дедушками или другими старшими родственниками (всего 23% и 18% соответственно), что может свидетельствовать как о том, что они меньше прочих групп подростков интегрированы в жизнь семьи, так и о том, что связи внутри их семей довольно слабые. Примечателен существенный разрыв в 12 п.п. между частотой выбора варианта «нравится проводить свободное время с мамой» (59%) и с «папой» (47%), что может свидетельствовать о неполноте семей или сложных отношениях внутри нее.

При этом можно констатировать некоторый антагонизм представителей данной группы по отношению к школе: 99% представителей данной группы не проводит время в школе после уроков.

Для «бунтующих» подростков важна горизонтальность и независимость: они предпочитают проводить время с друзьями (будь то торговый центр, активный спорт, походы в гости или прогулки). Это можно понять по тому, как значительно отличается частота выбора варианта «с друзьями» по сравнению с вариантом «с родителями» в большинстве случаев.

О поиске пространств сильных горизонтальных связей может свидетельствовать относительно высокий уровень участия данной группы во флэшмобах: 36% принимали в них участие хотя бы однажды (средний уровень: 29%).

Наличие артикулированных интересов:

Примечательно, что представители данной группы реже читают большое количество пабликов, чем представители других групп, о чем свидетельствуют более низкие процентные распределения почти по всем вариантам ответов, а 9% не читают паблики вообще. Наименее популярные паблики касаются проблем «большого мира»: политические (их читает всего 11%) и о городской жизни (14%).
Бунтующим подросткам крайне важна возможность самостоятельно устанавливать правила.
Лидируют, как и в других группах, паблики «юмористические» (58%) и «по интересам в сфере культуры (любимая группа, сериал и т.д)» — 47%. Притом второй пункт представители группы выбирают чаще, чем в среднем по массиву, на 9 п.п. Дома эти подростки предпочитают смотреть фильмы чаще, чем представители других групп (87%).

Среди знаменитостей, интересных «бунтующим подросткам», со значительным отрывом лидируют известный музыкант (51%) и известный актер (49%), что вкупе с популярностью соответствующих пабликов может свидетельствовать о наличие четко выраженных интересов и, вероятно, субкультурной обособленности. Та же закономерность наблюдается и с расходами: представители данной группы чаще других подростков тратят деньги на культурные мероприятия (билеты на выставки, концерты) — 30%. Учитывая достаточно низкую степень участия «бунтующих» в культурной жизни, можно предположить, что речь идет в первую очередь о концертах.

Досуговые предпочтения:

Представители данной группы не очень активно вовлечены в получение дополнительного образования в специализированных школах, домах культуры или на платных курсах, зато относительно часто самостоятельно занимаются такими видами деятельности, как игра на музыкальных инструментах (11%), рисование (24%), творчество и рукоделие (21%), спорт (21%), фотография (24%).

Данная группа более других заинтересованы во встрече с известным писателем (31%) и ученым (24%) — что является маркером склонности представителей данной группы к получению самостоятельного образования и, возможно, критического отношения к положению вещей. Вариант «интересно встретиться с предпринимателем» и «политиком» оказались наименее популярными — их выбрали только 9% и 7% респондентов соответственно, что значительно ниже, чем среди других групп (например, 18% и 18% среди «сверхсоциализированных»). На наш взгляд, это также свидетельствует об отстутствии интереса со стороны представителей данной группы к карьере и «взрослому» миру.

Интересно, что в данной группе наименьшая доля тех, кто дома смотрит телевизор (43% против 48% в среднем) и большая доля тех, кто предпочитает читать (66% против 52% в среднем), а также наибольший процент респондентов, которые никогда не подрабатывали — 76%.

Способы получения знаний и информации:

Как уже было отмечено, для «бунтующих» подростков предпочтительными оказываются самостоятельные занятия — ту же позицию мы встречаем и в отношении форматов получения знаний. Среди респондентов данной группы наиболее интересными образовательными форматами считаются просмотр фильмов (47%), чтение (47%) и лекции (37%), а также самостоятельное изучение (33%), что выше, чем среди прочих групп подростков. Хотя лидирует все же вариант «уроки в школе», но его выбрало меньшее число респондентов, чем в других группах(54% против 62% «потерянных» и 58% «сверхсоциализированных»).

Участие в культурной жизни города:

Представители данной группы менее прочих заинтересованы в городской культурной жизни — 55% респондентов не посещали ни одну из массовых культурных городских акций. Даже на самой популярной среди подростковой аудитории акции «Ночь в музее» были всего 13% респондентов (против 34% «сверхсоциализированных» и 20% «потерянных»). 27% из данной группы не ходят в музеи и на выставки, и 48% не ходят в театр — меньшую степень участия в культурной жизни демонстрируют только «домоседы».
Домоседы
Представители данной группы предпочитают проводить время дома; причиной для этого служит отсутствие интереса к жизни за его пределами. Это не значит, что запрос представителей этой группы настолько четко очерчен, что его не может удовлетворить большая часть культурного предложения в городе — скорее наоборот, он совершенно не сформирован и не имеет почвы, на которой может быть выстроен. Так, отвечая на вопрос об интересном опыте за пределами дома, респонденты зачастую терялись, а для описания чего-то привлекательного обращались к абстрактным категориям: «эпичное», «красочные взрывы». Из гипотетически интересных событий было названо наиболее приближенное к их повседневности — фестиваль «Игромир».

Как правило, у «домоседов» не очень много друзей (в основном, круг общения ограничен школой), слабая коммуникация с родителями, а главный досуг — это компьютерные игры.
Респондент 1: Если было бы больше мест типа "Игромира", куда могут съездить, посмотреть, поиграть, было бы больше мест по городу и было бы больше людей и там было бы весело проводить время и там было много народу.
Респондент 2: Не то, чтобы пообщаться, а посмотреть, какие новые игры вышли, что нового, что будет в будущем, было бы больше таких.
Респондент 4: Короче, "Игромир" как можно чаще и везде.
Респондент 1: Чтобы неподалеку от дома, 10 метров и все.
Респондент 4: Бесплатно, это было бы идеально.
Респондент 1: Игры дают то, что нельзя друг другу в реальности сделать, допустим, то же самое...
Респондент 6: Устроить теракт.
Респондент 1: Да или поехать, полететь в космос, что-то исследовать. То есть игры дают то, что нельзя в реальности сделать
Из фокус-группы с подростками, молодые люди, 15–16 лет
Компьютерные игры в этом случае могут быть рассмотрены как субститут настоящего опыта, сильного эмоционального переживания, которое, вероятно, респонденты были бы рады получить в реальности, но не знают, как это сделать.

В данной группе подростков можно выделить две подгруппы. Представители одной из них склонны скорее к индивидуальному досугу и не заинтересованы в создании сильных связей. 19% респондентов указали, что не любят проводить время со взрослыми — и это на 8 п.п. выше, чем в среднем.
Основной досуг домоседов — это компьютерные игры.
Однако другая часть представителей данной группы указывает, что им нравится проводить время с родителями, бабушкой/дедушкой, а также старшим братом/сестрой, чаще, чем представители других групп. Интересно, что это желание может возникать из-за нехватки общения, а потому не свидетельствовать о действительном наличии сильных связей. Так, на фокус-группе была высказана позиция тех, кто любит проводить время с родителями:
Модератор: Ты тоже общаешься каждый день? Без удовольствия или с удовольствием?
Респондент 3: С удовольствием, родители часто на работе, мама уходит на сутки, отец на 12 часов, поэтому с радостью
из фокус-группы с подростками, молодой человек, 15 лет.
Круг друзей у данной группы тоже довольно узкий, и несмотря на много часов, проводимых дома, они меньше, чем представители других кластеров, проводят время в социальных сетях, что сигнализирует о менее интенсивном общении со сверстниками — оно реализуется скорее в пространстве компьютерных игр.
Модератор: А с друзьями играете или?
Респондент 1: С друзьями.
Модератор: По сети?
Респондент 1: Да.
Модератор: А друзей в жизни вы часто встречаете при этом?
Респондент 1: Да, это мои одноклассники, неожиданно, правда?
из фокус-группы с подростками, молодой человек, 15 лет.
Досуговые предпочтения:

Подростки-«домоседы» предпочитают домашний досуг: 27% не гуляет на улице (против 5% в среднем), 44% не гуляет в парках (против 9% в среднем), 68% не проводят время в торговом центре (против 16% в среднем). Они замкнуты в своем мире и не особенно заинтересованы в его расширении — в том числе не заинтересованы в новых знакомствах и, вероятно, поддержании старых: всего 13% ищет новых друзей в социальных сетях (против 26% в среднем) и 66% респондентов любят сидеть в социальных сетях (против 77% в среднем по массиву).

Выбор в пользу компьютерных игр может происходить и в силу некоторой растерянности, отсутствия занятий и понимания того, чем можно занять такое количество свободного времени, что особенно существенно в связи с финансовыми ограничениями. Важно отметить, что 31% «домоседов» старается не тратить деньги, что на 9 п.п. выше, чем в общем по массиву.

Любопытно, что несмотря на пассивность, все участники фокус-групп, проводившихся с этим кластером, хотя бы раз имели опыт подработки. Деньги являются для «домоседов» веской причиной для выхода из дома.

Наличие артикулированных интересов:

Преобладающий интерес среди представителей данной группы — компьютерные игры, паблики о них читает 41% респондентов, что на 10 п.п. выше, чем в среднем по массиву. Важно отметить, что при этом они вовсе не стремятся развить свое постоянное взаимодействие с компьютером в профессиональное занятие, оставаясь потребителями — дополнительное научно-техническое образование получает только 7% подростков-«домоседов».

Помимо компьютерных игр, популярностью, хотя и меньшей, чем у других подростков, пользуются паблики по интересам в сфере культуры (музыка, сериалы) — 34% , а также спортивные — 33%.

Способы получения знаний и информации:

Наиболее распространенным ответом на вопрос о предпочитаемом типе образования является вариант «уроки в школе» (59%). Интересно, что большое количество времени, которое «домоседы» проводят в интернете, не способствует приобщению представителей этой группы к онлайн-курсам: в них заинтересованы только 11%. Зато 30% указали в качестве интересного формат игры, что выше среднего по массиву. В случае работы с данной группой заимствование практик из компьютерных игр будет особенно актуально.

Участие в культурной жизни города:

«Домоседы» очень слабо вовлечены в культурную жизнь города — 58% не посещали ни одну из массовых культурных акций за прошедший год. Интересно, что если они все же посещают городское мероприятие, то чаще делают это с родителями, чем с друзьями, в отличие от подростков из всех прочих кластеров. 70% представителей данной группы не ходят в музеи и на выставки, что выше, чем в других группах подростков, как минимум, на 33 п.п.

Важно отметить, что среди данной группы больше, чем среди всех прочих кластеров, распространена практика посещения летних лагерей — в них ездили летом 28% респондентов (15% на территории России и 13% за рубежом). Вероятно, это связано с желанием родителей как-то вовлечь детей в социальную жизнь.
Ключевые идеи
1
В работе с подростковой аудиторией принципиально важно учитывать ее неоднородность.
2
«Потерянные» подростки предпочитают проводить время с друзьями и активно перемещаются по городу.
3
«Потерянные» подростки бывают на культурных мероприятиях, но не умеют ориентироваться в потоке информации.
4
«Сверхсоциализированные» подростки уверенно чувствуют себя в городской среде и окружающих социальных институтах — школе, центрах дополнительного образования, семье, музее, театре и т.д.
5
«Бунтующие» подростки — подростки, выбирающие автономные от взрослого мира стратегии проведения свободного времени.
6
«Бунтующие» подростки предпочитают компании друзей и собственные сценарии досуга (активный отдых с друзьями, досуг в торговом центре с друзьями, самостоятельные творческие занятия).
7
Подростки-«домоседы» выбирают домашний досуг, который с большой степенью вероятности заполнен компьютерными играми.
8
«Домоседы» имеют очень скудные представления о городской жизни, не имеют достаточных ресурсов (в первую очередь, финансовых) и мотивации для выхода из дома.
1. Елена Омельченко «АНТИФА против ФА». Код доступа: http://polit.ru/article/2010/05/24/antifa/
Made on
Tilda