Часть 1: Подростки
Зачем работать
с подростковой аудиторией?
Социологические данные показывают, что московские подростки — автономная и закрытая группа горожан, мало вовлеченная в культурную жизнь столицы. За 2014–2015 годы 45% подростков не посетили ни одного из общегородских праздников, а многие из них плохо ориентируются даже в самых известных культурных символах: так, на фокус-группах подростки признавались, что в первый раз слышат о наличии у Третьяковской галереи нескольких зданий. Это показывает, что работа с подростковой аудиторией вызывает трудности у современных учреждений культуры.
Почему учреждения культуры вообще должны быть заинтересованы в привлечении подростковой аудитории?
Подростки постоянно переосмысливают разные аспекты своей жизни, пытаясь найти свое «я», отделиться от семьи и обрести личностную независимость.
Во–первых, именно в этом возрасте складываются досуговые предпочтения и прививаются культурные практики, которые в дальнейшем определяют досуг взрослых людей. Работа с подростковой аудиторией сегодня означает приобретение широкой аудитории студентов и людей среднего возраста в будущем.

Подростки — очень восприимчивая аудитория, поскольку подростковый возраст — это время «пересмотра детского договора с миром», как определяет его психолог Катерина Мурашова[1]. Многие области социальных отношений, например дружба или любовь, для подростков открываются будто заново, что ведет к их переосмыслению, порой достаточно болезненному.

В отличие от взрослых или детей, подростки подвергают разные аспекты своей жизни постоянной переоценке, пытаясь найти свое «я», отделиться от семьи и обрести личностную независимость. Поэтому исследователи называют одной из главных отличительных черт подростков стремление к поиску собственной идентичности, которое в том числе выражается в определенных досуговых и потребительских практиках. Оформляющийся в этот момент спектр привычек во многом определяет последующее поведение человека.

Во–вторых, подростки обладают большими временными ресурсами, а также отличаются высоким уровнем мобильности.


Эти факторы делают подростков благодарной аудиторией, особенно для удаленных учреждений культуры. По данным исследования, 37% подростков имеют более четырех часов свободного времени по будним дням, а 78% — один и более полностью свободный день в выходные. 67% подростков свободно передвигаются по городу уже с 14 лет — и охотно пользуются этой возможностью. Например, во время фокус-групп и интервью мы много раз встречали истории о поездке в удаленный кинотеатр из-за низкой стоимости билетов или хорошей компании.

В–третьих, подростковая аудитория способна самостоятельно привлекать в учреждения культуры новых посетителей из числа своих друзей.

Это происходит в том случае, если подросток заинтересован в деятельности таких учреждений. Подростки более всего восприимчивы к мнению собственных друзей и активно опираются на него при выборе досуговых практик. В исследовании встречались случаи, когда благодаря одному подростку вся компания начинала заниматься определенным видом деятельности — например, ходить в кружок по рисованию. Решение о том, как компания будет проводить свое свободное время, принимается коллективно (часто в чатах социальных сетей), и наибольшим авторитетом в этом процессе обладают те, кто может увлечь ярким рассказом. Тем самым, грамотная работа с подростками может помочь учреждению культуры существенно повысить посещаемость.

В–четвертых, вопреки расхожему мнению, подростки готовы платить за интересные культурные события.

Так, большая часть (58%) респондентов указали, что тратят карманные деньги на развлечения, пусть максимальная сумма их трат и невелика: в зависимости от уровня дохода семьи, она составляет 500–1000 рублей в неделю. Более популярная статья трат — это еда (69%), которая тоже входит в предложение некоторых учреждений культуры.

Привлечение подростков в учреждения культуры создает потенциал роста аудитории в будущем. А их мобильность, высокая вероятность посещения в компании и готовность платить за интересные события делают подростков чрезвычайно привлекательной аудиторией для учреждений культуры, особенно удаленных.
Made on
Tilda