Ресурсы и барьеры для участия
в культурной жизни
Подростковый возраст характеризуется переходом на новый уровень автономии от родителей и семьи сразу в нескольких важных аспектах: подростки получают право более свободно перемещаться; как правило, они имеют больше финансовых ресурсов, чем дети, и начинают самостоятельно ими распоряжаться; свободное время подростка намного меньше зависит от родителей.
Небольшая степень ответственности позволяет подросткам легко относиться к своему времени и деньгам и не выстраивать между ними четкой зависимости.
Получая возможность независимо распоряжаться базовыми ресурсами, подросток включается в культурную жизнь города. Мы проанализировали, как подростки пользуются новыми ресурсами и почему в некоторых случаях ресурсы превращаются в барьеры для более активного участия.

Ресурс времени

В целом, у подростков много свободного времени: 78% респондентов имеют на выходных один и более полностью свободный день. Абсолютное большинство (91%) опрошенных подростков не учатся в субботу, и только 22% подростков бывают заняты в оба выходных дня. В будние дни число респондентов, у которых много свободного времени, и тех, у кого его мало, делятся примерно поровну.
Диаграмма 3
Количество времени, которое остается у московских подростков после уроков, дополнительных занятий и выполнения домашнего задания в будние дни*Для чего подростки используют социальные сети (один вариант ответа)
Меньшая, чем у взрослых, степень финансовой и других видов ответственности позволяет подросткам относиться к категориям «время» и «деньги» весьма свободно, не выстраивать между ними четкой зависимости. Это провоцирует довольно высокую и в то же время хаотичную мобильность, дает возможность выйти из дома и проделать немалый путь без определенной цели:
«Честно, вот не знаю, в тот день мы вообще не знали, чем заняться, куда поехать. Мы сели в метро и просто поехали по нашей серой ветке, и мы не знали, куда ехать, давай выйдем на Чеховской, пойдем туда, нет, мы пойдем туда, и вот мы идем-идем и просто оборачиваемся и видим кафе: ну, давай сядем»
Из фокус-группы с подростками, девушка, 14 лет.
Таким образом, вопреки расхожему мифу о предельной занятости репетиторами и учебой, подростки обладают большим ресурсом свободного времени, который на данный момент мало используется для вовлечения этой группы в культурную жизнь города, и в частности, учреждения культуры.

Ресурс мобильности

Наиболее распространенный возраст, когда человек начинает самостоятельно перемещаться по городу, — 12–14 лет. К 14 годам 67% подростков уже пользуются метро самостоятельно. При этом примерно половине разрешают самостоятельно и относительно свободно перемещаться по городу. То есть мобильность — один из ресурсов, которым располагают подростки. Однако это вовсе не означает, что они охотно им пользуются.

25% подростков крайне редко бывают в центре города (11% — практически никогда, 14% — реже, чем раз в месяц); 30% бывают несколько раз в месяц. Регулярно (как минимум, раз в неделю) бывают в центре лишь треть подростков (без учета тех, кто живет или учится в Центральном административном округе Москвы).

Диаграмма 4
Где московским подросткам разрешено гулять самостоятельно (один вариант ответа)
Интервью и фокус-группы с подростками показали, что большинство имеет карту «своей» Москвы — устоявшиеся маршруты передвижения, типичные и для взрослых горожан[1]. Отличает подростковую аудиторию от взрослой то, что учреждения культуры и досуга попадают на их карту, как правило, только в той степени, в которой они связаны с дополнительными занятиями. Таким образом, чаще всего «свои» маршруты — это маршруты рутинных практик: до места учебы, места жительства родственников и друзей.
«Дом, потом Рижская, где у меня художественная школа, Медведково, куда я к бабушке езжу, Парк Горького, где я гуляю иногда со своим дядей. Больше ничего. Ну так, если только я на какую-нибудь выставку еще поеду, а так больше никуда»
Из фокус-группы с подростками, девушка, 14 лет.
Но даже попадая на «карту повседневности», учреждения культуры не становятся для подростков воротами в большой город. Как мы видим на данных фокус-групп, в них москвичи 13–18 лет не получают информации даже о наиболее известных учреждениях культуры, не говоря уже о культурной жизни города в целом.

Из досуговых мест наиболее часто на карту попадают кинотеатры и торговые центры:
«Это мой дом. Это школа, в которую я изо дня в день хожу туда сюда. Это дом Кати. Мы там тусим, бывает, да. Это дом друга. Туда я ездила в парк, мы гуляли с собакой. Это я в художку езжу каждый четверг. Это Кузнецкий мост. Здесь у меня спецкурсы в МАРХИ. Здесь я пару раз гуляла, это в ГУМе, в торговом центре. Торговый центр "Облака". Мы тут едим, Макдональдс и все такое. Ездим в Галерею [торговый центр]. И к тете я езжу в гости каждый вторник»
из фокус-группы с подростками, девушка, 15 лет.
Подростки плохо ориентируются в городе, даже в центральной его части. Во многих случаях они не связывают физические места и их названия в единый объект:
Респондент 1: [описывая карту «своей» Москвы] Тут обычно ездим в центр и там гуляем. Там же есть Парк Горького и какая-то набережная, я даже не помню, как она называется. (...) Просто, если я сейчас начну описывать, может, вы поймете. Там такой фонтан, не просто чаши, а просто в асфальт вмонтированы. Поэтому там можно бегать.
Модератор: Это в Музеоне.
Респондент 2: А, да, точно. И там какой-то стол и месяц был, и какие-то инсталляции, что-то такое
из фокус-группы с подростками, девушка, 13–15 лет.
Помимо этого, московские подростки имеют возможность перемещаться по городу, часто не заботясь о потраченном на дорогу времени. Если им интересно посетить городскую площадку, они с большой долей вероятности попадают туда, даже если она территориально удалена от их типичных маршрутов. Например, на фокус–группах многие подростки вне зависимости от места жительства говорили о Парке Горького как точке притяжения, территории, где они часто проводят свободное время.

Финансовый барьер

Финансовые возможности сильно ограничивают большинство подростков в выборе досуга. Основной источник дохода этой возрастной категории — карманные деньги, получаемые от родителей. При этом лишь немногим больше трети подростков получает карманные деньги регулярно (на неделю или на месяц); чуть больше половины просят у родителей деньги по необходимости, а 4% не получают их вообще.

Только у пятой доли подростков бюджет на неделю составляет более 1000 рублей. Наиболее распространенный ответ на вопрос о недельном бюджете — от 100 до 500 рублей.
Диаграмма 5
Недельный бюджет московских подростков (один вариант ответа)
Как результаты опроса, так и данные интервью и фокус-групп показывают, что стоимость — важный фактор в выборе досуга. Мотивацией может стать дешевизна: например, поход в кино в дневное время на рабочей неделе, когда билет стоит 100 рублей (в частности, упоминались кинотеатры сети «Люксор», где в будние дни в рабочее время действуют скидки).
«Я стараюсь ходить туда, где бесплатно, если у нас есть удостоверение, что мы учащиеся, то есть скидки или бесплатно. Но если там на кино, то приходится просить у родителей. Они бывают часто недовольны, но, в общем, особых проблем нет, потому что существуют места, где можно бесплатно сходить»
из фокус–группы с подростками, девушка, 16 лет.
«То есть я там [в районе Останкино] провожу достаточно много времени, если в кино, то мы ездим в Алтуфьевский торговый центр, в основном, когда там идет по 100 рублей»
из фокус–группы с подростками, девушка, 15 лет.
Что касается пределов допустимой цены, то как на фокус–группах подростков с высоким доходом, так и на фокус–группах подростков с низким доходом 1000 рублей были названы как «красная цена» за невероятно интересное событие. Желательными оказывались цены не выше 500 рублей. Культурная жизнь в целом не кажется подросткам дешевой.

Получение дополнительного дохода при этом представляется проблемой. Большинство подростков 8–11 классов не работают и не подрабатывают на каникулах. Основная трудность для тех, кто хочет найти работу или подработку — отсутствие предложений для этой возрастной группы. Подростки часто говорят о том, как сложно найти работу, даже ту, которая с точки зрения взрослого имеет низкий порог входа:
«Тоже, листовки, в смысле, устроился и даже раздавал, деньги получил, но как-то это действительно было проблематично — устроиться и найти»
из фокус–группы с подростками, девушка, 16 лет.
* При планировании вакансий для подростков и их приема на работу необходимо учитывать, что среди подростков существуют разные группы — см. раздел «Подростковая аудитория: характеристики групп».
Учреждения культуры могут помочь в решении этой проблемы, предоставив подросткам возможность быть экскурсоводами (например, для сверстников), гардеробщиками и смотрителями. Подростки одновременно будут вовлечены в жизнь учреждений культуры и разрешат свои финансовые трудности*.
Диаграмма 6
Распространенность подработки среди московских подростков (один вариант ответа)
Помимо непосредственно трудоустройства, у подростков существует запрос если не на более интересную работу, то на более комфортные условия труда — например, работа не на улице, а в тепле:
«Буквально раздавание листовок: платят "ни о чем" за довольно-таки геморную работу. Ладно бы еще там приблизительно равную тому, что ты делаешь, а так просто какие-то жалкие 500 рублей за то, что ты 3 часа на морозе стоишь... Это как-то не прикалывает»
из фокус-группы с подростками, молодой человек, 17 лет
По данным Сектора мониторинговых исследований Центра прикладных психолого-педагогических исследований Московского городского психолого-педагогического университета, существует корреляция между постоянной подработкой подростков (2–3 часа в неделю) и волонтерской деятельностью[2]. Это может означать, что подрабатывающие подростки ищут не только дополнительный доход, но и новый социальный опыт и интересную занятость. Сочетание небольшого вознаграждения и интересной занятости позволит более активно взаимодействовать с заинтересованными группами. Таким образом, одной из стратегий вовлечения подростков в культурную жизнь города может стать создание возможностей подработки для этой группы в учреждениях культуры.

Информационный барьер

Один из основных барьеров для вовлечения подростков в городскую культурную жизнь — это отсутствие медиума между ними и значительной частью учреждений культуры. Для решения этой проблемы учреждениям культуры рекомендуется ориентироваться на наиболее популярные среди подростков интернет-площадки. Рассмотрим данные, которые необходимо учитывать для эффективной организации информационных каналов.

Основные типы устройств, которыми подростки пользуются для получения информации, — это смартфон (83%) и планшет (44%).

Лидеры среди площадок в интернете — социальные медиа: «ВКонтакте» — 94%, YouTube — 59%, Skype — 52%, Instagram — 51%.
*Группа «Ютубер» на сайте «ВКонтакте» насчитывает 900 тыс. подписчиков, а видео популярных блогеров собирают миллионы просмотров.
В связи с этим мы видим, как важно для учреждений культуры иметь мобильные версии сайтов, а также использовать в качестве маркетинговых инструментов видеоролики, например в YouTube, который пользуется большой популярностью среди подростковой аудитории.*
Респондент 7: Я в интернете смотрю, какие есть новинки. Советуюсь с сестрой или с подругой. Если интересное есть, что идет в кинотеатре, то идем. А если ничего нет, то чего идти? С сестрой комедии смотрим. С подругой тоже интересы совпадают. Смотрим видеоблогеров, которые советуют фильмы, так что советов много.
Модератор: А кто еще как выбирает?
Респондент 4: Так же, в принципе.
Модератор: А какие видеоблоги?
Респондент 7: Юлия Пушман, Катя Клэйп, Мария Вэйдер такие, распространенные. Те, которые я смотрю, перечислила. Бывает, что видеоблогеры не в Москве живут
из фокус–группы с подростками, девушка, 14 лет
Главный канал коммуникации для подростка — социальные сети. Чтобы привлечь внимание подростковой аудитории,
учреждения культуры могут использовать «вирусный»
потенциал социальных медиа.
Сегодня основными источниками сведений о культурной жизни города для подростка выступают сверстники, родители или школа. 54% респондентов указали, что они получают информацию о городской жизни от друзей. А главным каналом коммуникации (для 82% опрошенных) служат социальные сети. Именно в групповых чатах с друзьями подростки получают информацию о городских событиях и принимают решения об участии в культурной жизни. Описание того, как это происходит, мы неоднократно встречали на фокус–группах:
«Да, у меня часто такое бывает. У меня очень много знакомых, мы переписываемся в социальных сетях. И, к примеру, мы собираемся поехать в Парк Горького. Некоторые говорят: "Нет. Зачем? Там так часто бываем! Поедем на фестиваль или в музей". И каждый свое предлагает. И в итоге приходим к мнению, что лучше давайте погуляем. Просто выберем какой-нибудь парк и все вместе там погуляем»
из фокус–группы с подростками, девушка, 16 лет
Общение в чатах с учащимися кружков может быть хорошим средством удержания подростковой аудитории и дополнительного вовлечения ее представителей в культурную жизнь. Так, например, руководители некоторых кружков закрытого в 2016 году Центра творческих инициатив «Перспектива» вели чаты со своими учащимися, что не только позволяло обсуждать текущие вопросы, но и усиливало лояльность подростков, так как чат в социальной сети закрепляет чувство общности в группе и создает общее коммуникативное пространство (мемы, шутки и т.д.). Кроме того, общий чат — отличный способ рассказывать ребятам о тематических городских событиях.

Подростки могут получать информацию о городских мероприятиях не только напрямую из переписки с друзьями или специальных новостей, но также опосредованно, «вирусным» образом, когда их друзья и знакомые выкладывают фотографии с мероприятий или делятся впечатлениями о них. Как и среди взрослых, «сарафанное радио» зачастую привлекает больше внимания, чем обычная реклама:
«Сейчас было мероприятие "Круг света". Люди "ВКонтакте"
и в Инстаграме постят фотографии, и тебе хочется туда сходить»
из фокус–группы с подростками, девушка, 15 лет.
Чтобы привлечь внимание подростковой аудитории, учреждения культуры могут использовать «вирусный» потенциал социальных медиа, создавая дополнительные возможности для фотосъемки — например, ставя стенды для фотографирования (тантамарески) или создавая яркие необычные пространства (во время выставки Яей Кусама в МСИ «Гараж» социальную сеть Instagram захлестнул поток фотографий), а также продвигая собственный хэштэг (например, хэштег #всевпарк, введенный Мосгорпарком).

За пределами социальных сетей подростки могут получать информацию от родителей и других старших родственников — такой вариант указали 40% респондентов. Важно отметить значительную роль родительского участия в приобщении к культурному досугу. 46% подростков, которые посещают музеи и выставки с друзьями, ходят на них и с родителями. Посещение с родителями театра или музея подразумевают наличие и других совместных семейных практик: походов на городские праздники, прогулок в парке. Такой досуг выбирают подростки, ориентированные на получение знаний, предпочитающие читать книги. Кроме того, они с интересом относятся к школе.
Отсутствие доступа к информации — наиболее критичное ограничение, препятствующее включению подростковой аудитории в культурную жизнь города.
Информирование через школу оказывается умеренно эффективным. Оно, как указали эксперты**, работает только в случае неформальных рекомендаций. Официальные же сообщения едва ли заинтересуют подростковую аудиторию (о чем также косвенно свидетельствует отсутствие значимой корреляции между посещениями учреждений культуры со школой и с друзьями). О городских мероприятиях от учителей узнает только 24% подростков, в то время как из наружной рекламы о них узнает 28% подростковой аудитории.
Диаграмма 7
Откуда обычно Вы получаете информацию о городских событиях и событиях в сфере культуры? (любое количество ответов)
С самостоятельным поиском вариантов досуга подростки справляются не очень успешно, так как слабо ориентируются в поле культуры, а между ними и учреждениями культуры, как было сказано выше, нет опосредующего звена. Например, паблики «о городской жизни» читает лишь 15% школьников. При этом на вопрос о том, откуда они узнают о городских событиях, большинство (67%) ответило, что «читает на специальных сайтах, пабликах и т.д.». Соотношение между количеством регулярно читающих паблики о городской жизни и ответами подростков о популярности получения информации именно из пабликов свидетельствует о том, что значительная часть подростковой аудитории не охвачена информацией о городских событиях.

Способы получения информации, описанные респондентами в ходе глубинных интервью и фокус-групп, свидетельствуют об отсутствии систематичности и в целом архаичных способах получения информации о культурной жизни города:
Респондент 2: Мы любим в кино с подругами ходить.
Модератор: А как вы планируете поход?
Респондент 2: Ну мы, когда в кино ходим... там же показывают трейлеры перед фильмом, мы запоминаем, что нам понравилось. У меня рядом с домом два кинотеатра — я захожу в них, смотрю, что и когда идет. Если нет ничего интересно, то подруге звоню. Она в другом районе живет, смотрит, что у нее в кино идет — так решаем. Если нашли фильм, то повезло, день уже знаем, как провести
из фокус–группы с подростками, девушка, 14 лет
Отсутствие доступа к информации, в конечном итоге, является наиболее критичным ограничением для включения подростковой аудитории в культурную жизнь города. При этом с точки зрения менеджмента проблема решаема: необходимо настроить и адаптировать каналы распространения информации под подростковую аудиторию, что пока не сделано или сделано в недостаточной степени. Сейчас значительная часть подростков не охвачена информацией о городских мероприятиях, а школа и учреждения культуры практически не дают подросткам представление о культурной жизни города в целом. В связи с этим подростки слабо информированы о культурной жизни города, в том числе о ее бесплатной составляющей, и просто не знают, откуда черпать информацию.
Ключевые идеи
1
Социологические данные показывают, что учреждения культуры часто неэффективно работают с подростковой аудиторией, не принимая во внимание основные ресурсы, которыми располагает подростковая аудитория.
2
Подростки обладают большим ресурсом свободного времени, который на данный момент мало используется для вовлечения этой группы в культурную жизнь города и, в частности, посещение учреждений культуры.
3
Подростки обладают высоким уровнем мобильности, что делает их привлекательной аудиторией для удаленных учреждений культуры.
4
Подростки готовы «платить» за интерес временем, которое они затрачивают за перемещение по городу. Потенциально это может способствовать их вовлечению в работу удаленных от центра учреждений культуры, если в них будут организованы интересные подросткам виды деятельности.
5
Стоимость — важный фактор в выборе досуга. 500 рублей — максимальная приемлемая цена за мероприятие для подростка. А за 1000 рублей подавляющее большинство подростков перешагнуть уже не готовы.
6
Подростки хотят иметь возможность подработки, однако в Москве почти нет рабочих мест, адаптированных к их потребностям. Учреждения культуры могут создать такие места, позволив подростковой аудитории одновременно и включиться в культурную жизнь города, и решить свои финансовые проблемы.
7
Слабая информированность — главное ограничение, не позволяющее подросткам активнее включаться в культурную жизнь города, в том числе узнавать о бесплатных формах досуга в учреждениях культуры.
8
Учреждения культуры не в полной мере используют главный канал коммуникации между подростками — социальные медиа. Исследование показало, что бóльшая часть аудитории остается не охваченной.
9
Уделив социальным медиа больше внимания, учреждения культуры смогут существенно расширить свою аудиторию — например, привлекая лидеров мнений из числа популярных в подростковой среде блогеров и используя социальные сети в качестве «сарафанного радио».
1. Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

2. Круглый стол «Занятость московский подростков в контексте профилактики и обеспечения безопасности», 27 октября 2015, МГППУ.

Made on
Tilda