Портрет аудитории:
взгляд социолога
Подростковую аудиторию чаще всего изучают через призму психологического анализа. Такая оптика предполагает индивидуализированное рассмотрение каждого подростка, его семьи, окружения и реакции на мир. Хороший пример — мультфильм студии Pixar «Головоломка», который показывает взаимоотношения героев–эмоций, борющихся в голове девочки на пороге подросткового возраста.
Социологический взгляд на подростков подразумевает, во–первых, более масштабный замер и менее детализированный портрет, а во–вторых, рассмотрение практик (а не реакций) подростков в контексте больших социальных структур — в частности, школы, семьи и города.
Стереотипы взрослых часто дискриминируют подростков. Чтобы эффективно работать с подростковой аудиторией, необходимо научиться исследовать подростков с точки зрения их культурных практик, а не стереотипных представлений о «молодежных проблемах».
Любой разговор о подростках в социологии неизбежно предполагает ответ на вопрос (зачастую скрытый): какое место подростки занимают в обществе?[1] Долгое время одной из самых влиятельных концепций о молодежи в России, служившей основой для государственной политики в этой сфере, была концепция социального развития молодежи за авторством доктора социологических наук В.И. Чупрова[2]. Согласно ей, «отличительное социальное качество молодежи связывается с тем специфическим положением, которое она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, и определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся на момент его становления структуру общественных отношений».
* Например, в 2015 году Лаборатория мониторинговых исследований Московского городского психолого–педагогического университета провела исследования подростковых практик с точки зрения рисков.
Молодежь рассматривается с точки зрения того, как ей удается перенимать, изменять и транслировать социальный опыт предыдущих поколений. Дальнейшее развитие данный подход получил, например, в многочисленных исследованиях рискового поведения среди молодежи. Молодежь в таком случае представлена как группа, наиболее подверженная рискам современного мира, в связи с переходным состоянием как самой молодежи, так и общества в целом, а также трансформацией способов передачи межпоколенческого опыта*
Однако в современном, постоянно меняющемся мире сложно настаивать на традиционной модели передачи культурных кодов и социального опыта от старшего поколения к младшему. Еще в 1970-х гг. Маргарет Мид[3] обратила внимание на то, что современность характеризуется изменением этого алгоритма, происходит скорее диалог разных поколений: старшие также перенимают отдельные практики у младших.

Нам в данном вопросе близка позиция исследовательницы Елены Омельченко, которая настаивает на «нормализации» разговора о молодежи, то есть «введении в описание молодежного вопроса идеологически и морально нейтральных терминов и рассуждений. Нейтральность в данном контексте — это свобода от властно-взрослых стереотипов, дискриминирующих молодежную субъективность, отказ от модальных оборотов «поколенческого долга и ответственности» за будущее нации и государства, от обобщенно-абстрактной унификации молодежи, исключающей ее из значимых для нее социально-культурных групп, с которыми у нее не меньше общего, чем со сверстниками»[4]. Такой подход предполагает исследование культурных практик молодежи, а не «молодежных проблем».
Ключевые идеи
1
Привлечение подростков создает потенциал роста аудитории учреждения культуры — именно в подростковом возрасте складываются досуговые предпочтения, оказывая сильное влияние на дальнейшую жизнь человека.
2
Подростковую аудиторию чаще всего изучают через призму психологического анализа, что предполагает индивидуализированное рассмотрение каждого подростка, его семьи, окружения и реакции на мир.
3
На наш взгляд, социологический анализ более эффективен для изучения подростков как категории горожан. При этом молодежь сегодня нельзя рассматривать как наиболее рисковую социальную группу, так как современность предполагает диалог разных поколений: старшие не только передают, но и перенимают практики у младших.
4
Социологический взгляд на подростков предлагает рассмотрение практик, а не реакци й подростков в контексте больших социальных структур — школы, семьи, города. Это исследование именно культурных практик подростков, а не «подростковых проблем».
1. Дальнейшее изложение опирается на статью В.А. Лукова «Концептуализация молодежи в XXI веке: новые подходы и идеи. Код доступа»
2. Чупров В. И. «Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие» Отв. ред. В. И. Чупров. М.: Наука, 1992. С. 9.
3. Мид Маргарет. «Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями».
4. «Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты... аутентичные свидетельства за и против «нормализации» / Под ред. Е. Л. Омельченко. Ульяновск: Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2005.
Made on
Tilda