Досуг подростков:
основные тенденции
Где проводят время московские подростки?
Какие барьеры нужно преодолеть учреждениям культуры, чтобы привлечь подростковую аудиторию?
Как подростки узнают о культурных событиях и обмениваются информацией?
В этом исследовании мы демонстрируем разнообразие подростковых досуговых стратегий. Хотя в ходе анализа мы не обнаружили значительных отличий, связанных с территорией обучения и проживания детей или типом школы, это не значит, что все подростки абсолютно идентичны. Различия в их поведении и досуговых практиках, безусловно, есть, но такие различия фиксируются более сложным и детальным анализом их круга интересов, ценностей и установок.
Сейчас предпочитаемый подростками тип досуга мы можем назвать коммуникативно-ориентированным, но неструктурированным с точки зрения целеполагания (исключение — походы в кино). В подростковых компаниях необходимо постоянно переопределять и отстаивать свои место и статус, поэтому возможность знакомиться и общаться с новыми людьми для подростка крайне важна. Это оказывает сильное влияние и на его выбор досуга. Особенно ярко мы можем проследить стремление к коммуникации в рассказах о летних лагерях, на эта тенденция характерна и для формирования обычных дружеских компаний:
«Я ненавижу ездить в лагерь с подругами, потому что получается, ты там ни с кем не знакомишься, а тупо сидишь со своей подругой и все. Я так не люблю, поэтому скорее всего в лагере я буду убегать (от подруги — прим. ред.)»
Из фокус-группы с подростками, девушка, 14 лет.
Диаграмма 1
Самые популярные формы проведения досуга среди московских подростков
Примечательно, что в отличие от людей других возрастов, подростки крайне активны в досуге вне дома. Несмотря на то, что нахождение дома занимает второе место по популярности, а прогулки в парке или походы в кино отстают лишь незначительно — именно прогулки во дворе/на улице пользуются наибольшей популярностью.

А вот типы городского досуга, казалось бы, рассчитанные на подростковую аудиторию, оказались не слишком востребованы среди этой группы. Антикафе, флешмобы и фестивали показали самые низкие результаты среди предпочитаемых видов отдыха: менее 30% каждый.
Как при выборе досуга вне дома, так и проводя время в интернете, подростки руководствуются желанием общаться.
Более того, во время опросов и фокус-групп понятия порой приходилось разъяснять:
Модератор: Антикафе. Вы бывали когда-нибудь в таких местах?
Респондент 1: Что это?
Модератор: Это когда ты оплачиваешь не свой счет, а оплачиваешь время, которое ты сидишь. А там есть бесплатные печеньки, чай, кофе.
Респондент 1: У нас такого нет.
Респондент 2: Помнишь, мы видели с тобой надпись «антикафе»?
Модератор: Там куча всего: компьютерные игры, настольные игры.
Респондент 4: А где это находится?
Модератор: А их по всей Москве тьма.
Респондент 1: Давайте сходим.
— Из фокус–группы с подростками, девушки, 16–18 лет.
Важно отметить, что желание общаться движет подростками не только при выборе досуга вне дома, но также в практиках использования интернета. 77% подростков указали, что пребывая дома, они предпочитают сидеть в социальных сетях. В основном социальные сети используются для общения с друзьями (так делают 82% подростков).
Диаграмма 2.
Для чего подростки используют социальные сети (любое число ответов)
Помимо общения, для подростков значимую роль играют развлекательные и информационные возможности социальных сетей. В ответах на вопрос о целях использования интернета лидируют варианты, которые не связаны с учебой/образованием. Информацию для учебы и дополнительных занятий ищут лишь треть, а образовательные видео смотрит еще меньшее число подростков.
Для подростка очень важна возможность самостоятельно устанавливать правила.
Сегодня все больше исследователей социальных сетей переходят от вопросов об их негативном влиянии в сторону положительных эффектов: например, к тому, как они могут быть использованы в образовании[1]. Дж. Ан демонстрирует связь между опытом пользования социальными сетями и накоплением социального капитала, укреплением социальных связей, что крайне важно для школьников: исследователь демонстрирует, что онлайн-коммуникация положительно сказывается на оффлайн–общении[2]. Заимствование практик из онлайн-коммуникации, в том числе компьютерных игр (в которые играют 51% респондентов), может быть успешной стратегией для организации дополнительных занятий в учреждении культуры. В качестве примеров можно привести проекты компании «Квестигра». Обращение учреждения культуры к знакомым подростку кодам может облегчить поиск общего языка.

Ориентация на сетевые практики может быть тем более продуктивна, что для подростков очень важна возможность самостоятельно устанавливать правила:
Респондент 4: А мы еще сами флешмобы иногда делаем, просто такие, например, идем-идем по улице и все начинаем скакать на одной ноге. И все. Нам весело уже, хоть там человек пять, нам все равно весело.
Модератор: Понятно, можно прыгать на одной ноге, можно обниматься, кусаться…
Респондент 2: Да, мы с братом когда еще ходим гулять, начинаем обниматься со столбами и через какие-то время люди тоже начинают это делать
— Из фокус–группы с подростками, девушки, 13–15 лет.
Ключевые идеи
1
Возможность знакомства и общения с новыми людьми приниципиально важна для подростков при выборе досуга.
2
Типы городского досуга, созданные с ориентацией на подростковую аудиторию, оказались непопулярны среди этой группы. Антикафе, флешмобы и фестивали показали по предпочитаемому отдыху среди подростков самые низкие результаты, во многом потому, что они мало знакомы с такими форматами.
3
77% подростков во время пребывания дома предпочитают сидеть в социальных сетях. Социальные сети — важное средство общения и обмена информацией.
4
Заимствование практик из онлайн-коммуникации, в том числе компьютерных игр, может быть успешной стратегией для организации дополнительных занятий в учреждении культуры.
1. Королева Д. О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 28–37.

2. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР. / Аржаных Е.В., Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Гуркина О.А., Новикова Е.М., Мальцева Д.В. – Москва, 2014. – 107 с.

Made on
Tilda