В этом разделе мы суммируем и дополним рекомендации, которые могут быть полезны учреждениям культуры при работе с каждой из групп москвичей третьего возраста. Резюмируя вышесказанное, мы в очередной раз подчеркнем, что посещение учреждений культуры — это, в значительной степени, вопрос привычки, следование которой со временем становится потребностью. Поэтому работа с культурной активностью москвичей третьего возраста — это также работа с людьми среднего возраста и, в конечном счете, с тинейджерами.
Домоседы. Активизировать участие
домоседов в культурной жизни столицы сложно в силу их инертности. Однако нельзя сказать, что их ничего не интересует: так, среди всех типов пожилых горожан у
домоседов самый высокий запрос на возможность активно провести время (19 %) — иными словами, их социальная изоляция носит отчасти вынужденный характер. «Активно» в данном контексте стоит понимать в том смысле, что любой выход из дома для них воспринимается как яркое событие на фоне повседневной рутины. Запросы к качеству культурного продукта у них ниже, чем по группам в целом:
домоседы не избалованы общением и любое адресное внимание воспринимают с благодарностью.
Роль привлекательного культурного предложения для
домоседов могут сыграть городские праздники, проходящие на локальных площадках. Массовые мероприятия в целом имеют особое значение для старшего возраста: объединяя посетителей разных возрастов, они позволяют пожилым людям почувствовать связь с более молодыми поколениями, а также сопричастность городской жизни.
В силу сложного финансового положения для
домоседов важны бесплатные услуги. Учреждениям культуры следует налаживать отношения с органами государственной поддержки (советы ветеранов и т.п.), чтобы способствовать распространению информации о льготных и бесплатных предложениях.
Любители прогулок. Для этой группы в целом актуальны те же рекомендации, что и в случае с
домоседами. Особый акцент стоит сделать на парки: чтобы привлечь
любителей прогулок, учреждениям культуры рекомендуется предлагать больше активностей в зеленых зонах, в особенности в периферийных районах города, проводить занятия с оздоровительно-спортивными элементами. Там же — в парках и скверах — будет полезно распространять информацию о работе учреждений культуры и конкретных мероприятиях: здесь она будет хорошо заметна
любителям прогулок.
Любители культуры. Представители этой группы уже вовлечены в культурную жизнь столицы, поэтому их вкусы важно учитывать при планировании программ и мероприятий учреждений культуры. В силу активности эта группа лучше всего подходит для рекрутинга в качестве волонтеров — например, для работы гидами, экскурсоводами. Волонтерская практика может иметь большое значение для людей старшего возраста, поскольку реализует запрос на то, чтобы «приносить пользу обществу». Эта ценность — востребованность личного опыта — для пожилых людей важнее, чем для других возрастов. Кроме того, для людей старшего возраста важно доверие и наглядный позитивный пример, поэтому пожилые волонтеры могут более эффективно вовлекать в культурную жизнь своих сверстников. Также имеет смысл развивать в учреждениях культуры программы лояльности: регулярные посетители могут получать скидки и специальные предложения для себя и своих друзей любого возраста.
Занятые. Людей, с головой ушедших в работу и заботу о внуках, крайне трудно привлечь к культурной жизни — у них объективно нет на это ни сил, ни времени. Однако, как упоминалось выше, их могут привести в учреждения культуры собственные внуки. Поэтому в учреждениях, где проводятся занятия для детей, стоит предусмотреть возможность поучаствовать в мероприятиях для взрослых. Люди старшего возраста могли бы участвовать в образовательных или развлекательных активностях, а не просто ждать, когда у ребенка закончится кружок. Важно при этом подобрать темы, привлекательные для этой группы: например, рассказать о современных подходах в вопросах развития и воспитания детей, об особенностях общения с детьми и подростками. Также можно спросить самих людей старшего поколения, какие темы и активности им интересны, и придумать их вместе с ними.
Необходимо понимать, что во многом
занятые стараются «загрузить» себя потому, что подвержены влиянию негативных стереотипов. Учреждения культуры могут опосредованно смягчить этот эффект, развенчивая стереотипы — например, через использование в своих внешних коммуникациях образов счастливых и активных посетителей третьего возраста.
Активные потребители. Для привлечения этой группы важно развивать комфортную инфраструктуру учреждений культуры, включая кафе, сувенирные магазины и т.п. Привлечь внимание горожан этой группы могут стенды или павильоны от учреждений культуры, размещенные в торговых центрах. В качестве примера такого проекта можно привести точки
библиотеки имени Н.А. Некрасова, размещенные в торгово-развлекательных центрах
«Океания» и
«Водный»2.
Вследствие широты интересов и относительно высокой мобильности для данной группы важным становится своевременное получение информации о культурных предложениях, возможность быстро найти ее в интернете. Организаторам мероприятий и учреждениям культуры надо учитывать это и размещать актуальную информацию на тех информационных ресурсах, которые привлекают внимание людей старшего возраста.