Подростки и «конструкторы»: обзор детских летних лагерей в России

ПОЧЕМУ И КАК ПРОВОДИЛОСЬ ЭТО ИССЛЕДОВАНИЕ
Летние лагеря остаются самой распространенной из институционализированных форм досуга детей и подростков. Каждый десятый россиянин отправляет или хотел бы отправить своего ребенка на лето в лагерь1. Среди московских подростков больше половины бывали в летнем лагере, причем две трети из них — по два раза и больше.

Сколько раз Вы ездили в лагерь,
выездную школу и т.п.?
В 2015—2016 годах Московский институт социально-культурных программ (МИСКП) занимался изучением культурного досуга подростков. В этом коротком материале мы расскажем о предложении на рынке детских летних лагерей в России и проанализируем спрос на них среди жителей Москвы.

На основе открытых источников мы составили выборку подростковых летних лагерей и провели экспертные интервью с директорами некоторых из них. В анализе также использовались результаты общегородских количественных опросов и фокус-групп, проведенных в рамках проекта МИСКП «Исследование возрастных групп, наименее вовлеченных в культурную жизнь Москвы»2.
ПРЕДЫСТОРИЯ:
ДЕТСКИЕ ЛЕТНИЕ ЛАГЕРЯ В СССР

Говоря о современных российских детских лагерях, в первую очередь нужно обратиться к советской истории. Именно в эпоху СССР отдых детей в лагерях стал культурной нормой, поощряемой и даже отчасти навязываемой государством. В 1924 году появился самый известный советский детский лагерь «Артек». Он был создан по инициативе Зиновия Соловьева, председателя Российского общества Красного креста. Его забота о советских детях фокусировалась именно на оздоровительном аспекте, поэтому место для лагеря он выбрал на южном крымском побережье, куда раньше ездила поправить здоровье аристократия. С тех пор оздоровительные лагеря стало строить не только государство, но и отдельные предприятия, а также профсоюзы, ведомства и т. д., демонстрируя заботу о советских гражданах: своих сотрудниках и подрастающем поколении.
Летние лагеря воспринимались не только как рекреационные учреждения, но и как дополнительный элемент образовательной системы страны.Основными предпосылками к этому стали довоенная идея срочной ликвидации безграмотности и советское идеологическое воспитание — все лагеря назывались пионерскими. А значит, в каждом из них были соревнующиеся пионерские отряды, дисциплина с побудками под звук горна, маршированием и купанием по свистку, волонтерский труд (как пространство самостоятельности), военно-патриотические игры вроде «Зарницы» и осознание формулировки «пионер — всем пример». В том или ином виде, пусть и неявно, практики того времени продолжают жить во многих современных российских лагерях на уровне как организационных методов, так и образовательной стратегии.

Важно упомянуть и еще об одном, «перпендикулярном» направлении развития лагерей, возникшем в послевоенное время, — выездных математических школах. Их появление стало одним из результатов многолетних усилий части педагогического сообщества страны по политехнизации образования. В СССР 1930−1960-х годов сосуществовали две совершенно разные по своей сути системы преподавания математики: массовая школьная — и олимпиадно-кружковая. Как раз вторая привела к возникновению своеобразных лагерей-школ, служивших инструментом подготовки к олимпиадам, победы в которых позволяли детям поступить в математические интернаты, а также облегчали попадание на физико-математические отделения вузов. Достаточно быстро к математике добавились и другие естественные науки — физика, химия, биология. В этих лагерях меньшую роль играла пионерская прилежность, важнее были талант и желание учиться. Работали в них не специальные «лагерные» педагоги, а учителя, выступавшие энтузиастами реформирования школьного образования3. Из-за безразличия таких школ — и обычных, и летних — к идеологической компоненте в брежневское время их стали обвинять в пособничестве диссидентству. Математические и естественнонаучные кружки, школы и лагеря до сих пор мыслятся как своеобразные пространства интеллектуальной свободы. Это сообщество отчасти династийно — как по линии участников, так и по линии педагогов.
3 Подробнее о перестройке образовательной политики СССР можно прочитать в книге «Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940−1980-е)». Коллективная монография. Ред. и сост.: И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов. М.: НЛО, 2015. 720 c.
Две описанные выше модели — пионерский лагерь-санаторий типа «Артека» и научная летняя школа, а также попытки их противопоставления или частичного совмещения определяют основные характеристики современного предложения на рынке подростковых лагерей в России. Cтереотипной для потребителей была и остается первая, «артековская» модель, что объясняется ее сравнительной массовостью, наличием целого свода символики, пропагандой на уровне СМИ и кинематографа4.
Две описанные выше модели — пионерский лагерь-санаторий типа «Артека» и научная летняя школа, а также попытки их противопоставления или частичного совмещения определяют основные характеристики современного предложения на рынке подростковых лагерей в России. Cтереотипной для потребителей была и остается первая, «артековская» модель, что объясняется ее сравнительной массовостью, наличием целого свода символики, пропагандой на уровне СМИ и кинематографа4.

4 Здесь можно вспомнить один из самых известных фильмов на эту тему «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».
ДЕТСКИЕ ЛЕТНИЕ ЛАГЕРЯ СЕГОДНЯ
ГДЕ
Выборка лагерей была составлена по результатам поисковых запросов в статистическом сервисе Яндекса wordstat.yandex. На основе данных запросов были выгружены поисковые выдачи, позволившие в итоге сформировать список из 169 лагерей, отвечавших интересующим нас характеристикам: расположение в европейской части России, существование на протяжении не менее трех смен, работа с детьми подросткового возраста.

Примерно треть выборки составили лагеря на Черном и Азовском морях. С другой стороны существует северный блок — Ленинградская область, Карелия и Белое море. Еще один блок формируется вдоль Волги — в Волгоградской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областях, а также Татарстане. Очень много лагерей в Московской и соседних областях. Также в выборку попали Екатеринбург и Свердловская область, Челябинск и Челябинская область, Пермь и Пермский край, Пензенская область, Липецкая область и еще несколько точек высокой концентрации населения.

Фокус-группы показали, что московские подростки скептически относятся к двум из перечисленных очагов: Подмосковью и Крыму. Лагеря в Подмосковье воспринимаются как слишком обыденные; на лагеря в Крыму нередко жаловались из-за плохой инфраструктуры и «советской» атмосферы.
«Во времена Хрущева построили все эти дома. Хорошо, не Хрущева, Горбачева, но такое чувство, что там никто со времен Горбачева и не жил. Нас просто туда завезли, привезли: „Ребятушки, вы тут живете 3 недели. Делайте, что хотите, травите тараканов сами, мы вас привезли, вы тут сами живите“» (участник фокус-группы с подростками, 17 лет).
СКОЛЬКО
Летние лагеря в России демонстрируют широкий разброс как по количеству детей, обслуживаемых лагерем (от 10 до 4 500 человек), так и по стоимости (от 0 до 70 000 рублей за смену). При этом между данными показателями нет заметной корреляции: камерный лагерь может оказаться и дорогим, и дешевым; дорогой лагерь может оказаться как массовым, так и малочисленным.

Обычно самыми многочисленными оказываются южно-морские локации, как правило, привязанные к советским базам детского отдыха. Больше всего детей — 4 500 за смену — обслуживает уже упоминавшийся «Артек».

Сравнить лагеря по стоимости путевки на основе открытых данных, к сожалению, невозможно. Кроме того, большие лагеря часто предлагают спектр дополнительных платных услуг (экскурсии, улучшение условий проживания, внепрограммные развлечения и т. д.), что также отражается на окончательной стоимости отдыха. Напротив, снизить стоимость путевки могут государственные, городские, профсоюзные и иные дотации на детский отдых.
КТО ОРГАНИЗУЕТ
Значительную долю рынка до сих пор занимают сформированные в советское время ДОЛы — детские оздоровительные лагеря. Следующими по численности идут коммерческие организации. Среди них есть несколько крупных операторов, организующих по несколько лагерей различной тематической направленности или одной, но в разных географических точках. Большинство операторов работают с одним лагерем среднего размера, готовым принять 200−500 детей. Также на рынке присутствуют лагеря, которые организуют факультеты крупных вузов и специализированные школы, один музей (Политехнический музей в Москве) и один журнал («Русский репортер»). Несколько лагерей работают благодаря энтузиазму отдельных педагогов или волонтеров, объединенных общим научным интересом.
КТО (НЕ)ВЫБИРАЕТ
Под аудиторией лагерей нужно понимать как детей, так и их родителей, поскольку они в равной степени выступают потребителями услуг летних лагерей. Более чем в половине случаев лагерь выбирается родителями и детьми совместно, только пятая часть родителей выбирают лагерь без участия детей.

Чаще других в летних лагерях бывают «бунтующие» подростки, выбирающие автономные от взрослого мира стратегии проведения свободного времени, предпочитающие компании друзей и собственные сценарии досуга; их особенно привлекают лагеря спортивной направленности. «Дети-домоседы» соглашаются поехать в летний лагерь в рамках эксперимента, но, как правило, лишь один раз. Лагерный досуг востребован также у «потерянных» подростков, у которых много интересов, но они обычно не сфокусированы5 , — возможно, поэтому «потерянные» подростки не так часто бывают в летних лагерях.
Нежелание родителей отправлять ребенка в лагерь часто не основывается на конкретных объективных причинах. Чаще всего родители объясняют его абстрактным страхом отпускать ребенка одного.

«…У меня фобии какие-то глобальные — пионервожатый-педофил, пойдет купаться — утонет… Чего-то из этой серии радикально боюсь» (участник фокус-группы с родителями).
На втором месте — нелюбовь ребенка к такому виду отдыха. Интересно, что у некоторых родителей летние лагеря ассоциируются исключительно с детским отдыхом, подростков туда отправляют реже. Так, среди школьников 8 и 9 классов лето в лагерях на территории России проводят 19% и 15% подростков соответственно, а среди учеников старших классов — уже только 10%. Впрочем, это может быть также связано с подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам.

Из-за высокой цены не отправляют ребенка в летний лагерь 12% опрошенных.

Проблема нежелания отправлять ребенка в лагерь актуальна лишь для первого посещения: если ребенок «отпросился» в лагерь в первый раз, сделать это повторно ему будет гораздо проще.

Данные опроса экспертов — организаторов лагерей и вожатых — позволяют предположить, что для подавляющего большинства родителей, отправляющих своих детей в летний лагерь, важнее всего отдых и здоровье детей. Реже лагерь рассматривается как возможность для путешествий, образования и социализации. Дети же едут в первую очередь в ожидании развлечения.
КАКИЕ БЫВАЮТ ЛАГЕРЯ
60% подростков, которые хотя бы раз бывали в лагере, ездили в (как они их сами называли) «обычные» лагеря— оздоровительно-развлекательные лагеря, не сильно отличающиеся от советских «прототипов». Программа в таких лагерях включает комплекс санаторных процедур, спортивные занятия, нацеленные на физическое укрепление ребенка, игры на воздухе, дискотеки и концерты, занятия в кружках по интересам без особой привязки к результату. Эти лагеря по-прежнему преобладают на рынке — из 169 таких оказалось больше трети (60 лагерей), и запрос на них сохраняется.

Как противовес «расслабляющей» программе существует заметный блок образовательных лагерей, где программа направлена на достижение конкретного результата, — в некоторых лагерях в конце смены даже проводятся экзамены. Среди них много лингвистических лагерей, где дети изучают иностранные языки, в первую очередь английский. Из 169 лагерей таких оказалось 20.

Промежуточным звеном между этими двумя полюсами можно считать лагеря, направленные на социализацию. В них дети развивают навыки коммуникации, работы в команде, лидерские качества. В таких лагерях придается большое значение коллективным занятиям в кружках и оценивается в первую очередь качество командной работы. Социализирующие лагеря составили почти 1⁄6 из всех (29 лагерей).

Отдельного внимания заслуживают спортивные лагеря — в них бывали 40% опрошенных подростков. В таких лагерях акцент переносится на активное оздоровление: с процедур на тренировки. В эту группу входят в том числе «туристические» лагеря, требующие физической выносливости и готовности к относительно экстремальным условиям проведения досуга. Детям нравится такой походный формат — они считают его необычным и в целом относятся к нему положительно. Спортивных лагерей в выборке оказалось меньше всего — 13.

Помимо этих четырех основных типов летних лагерей — оздоровительно-развлекательные, образовательные, социализирующие и спортивные — есть лагеря-конструкторы. Для них характерны наиболее сложные программные решения, которые сочетают в себе признаки сразу нескольких типов. Из 169 лагерей таких оказалось 47. Далее мы рассмотрим эти лагеря подробнее.
ЛАГЕРЯ-КОНСТРУКТОРЫ
Из 47 лагерей-конструкторов почти половину составляют образовательные лагеря, 12 лагерей можно отнести к социализирующим, 9 — к спортивным и только один — к оздоровительно-развлекательным. Такое соотношение может объясняться тем, что организаторы «конструкторов» в большинстве своем чрезвычайно серьезно относятся к миссии своего проекта, простая организация детям условий для отдыха не кажется им достойной задачей.
ГДЕ НАХОДЯТСЯ
Среди «конструкторов» почти нет южных лагерей: вероятно, сочетание теплого моря и солнца рассматривается организаторами как «расслабляющие» факторы, которые отвлекают детей от образовательных задач, настраивают на отдых и безделье.

В списке крайне мало лагерей, у которых есть собственная территория. Большинство арендуют корпуса лагерей, построенных в советское время, пансионатов или турбаз. Также в этой группе немало палаточных лагерей, которые могут разворачивать в том числе на территории баз отдыха и пансионатов.

Из-за отсутствия своей базы лагеря-конструкторы обычно принимают не более 180 детей за смену (максимум — 600). Количество участников зависит и от вместимости конкретного пансионата/базы, и от стоимости обслуживания ребенка. Большинство организаторов отмечают дороговизну инфраструктурного обеспечения — как баз, так и перевозок, — при этом программы многих лагерей требуют участия хотя бы нескольких десятков подростков, иначе, по словам экспертов, «все не закрутится». При укрупнении «конструкторы» чаще всего переходят на сетевые форматы с несколькими локациями, работающими по общей программе. Если у лагеря есть большая единая территория, она может разбиваться на несколько лагерей-спутников, каждый из которых работает по своей программе.
ДЕТАЛИ «КОНСТРУКТОРА»
Главная отличительная черта лагерей-конструкторов — лежащие в основе авторские концепции и программы. Поэтому в имидже таких лагерей важную роль играет фигура основателя — одного человека или команды единомышленников. Имя основателя может даже упоминаться в названии лагеря как определенная гарантия качества.

Вожатые и преподаватели в таких лагерях обязательно проходят дополнительные внутренние тренинги, чтобы освоить методику, даже когда вожатые — волонтеры и не получают зарплату. Нередко команду вожатых пополняют дети, которые «выросли» в этом же лагере.

Чаще всего в программах лагерей-конструкторов встречались следующие тематические направления:
Социализирующие лагеря:

 — Приключения/ролевые игры
 — Перформативные искусства
 — Искусство (рисование, фотография, дизайн)

Спортивные лагеря:

— Специальные виды спорта (футбол, вождение, летный спорт и т. д.)
— Туризм
— Оздоровление

Образовательные лагеря:

— Языки
— Естественные науки
— Технические науки и компьютеры
— Математика

Также присутствуют уникальные, не повторяющиеся темы — лагерь для девочек, где участницы занимаются модой, кулинарией, макияжем; лагерь для школьников, где старшеклассники готовятся к сдаче единых экзаменов; юридический лагерь, который организует факультет права Высшей школы экономики.

Независимо от темы и направления, программы лагерей-конструкторов отличают:

— ориентированность на интересы детей: например, эксперт из учебного лагеря в ходе интервью отметила, что детям сегодня менее интересна фактическая информация, потому что ее всегда можно посмотреть в интернете;

— интерактивность и гибкость: дети и взрослые отвечают на запросы друг друга, поэтому программа может меняться в ходе работы;

— большая вовлеченность организаторов в процесс:
вожатые и учителя становятся соучастниками процесса познания. Как сказал один из экспертов, «если учителю не интересно, то ученику точно будет не интересно».

Успешность своих программ организаторы во многом связывают с созданием особой атмосферы открытости, отзывчивости и взаимодействия. Такая атмосфера позволяет, среди прочего, сгладить трудности, связанные с бытовыми условиями. Она стимулирует самостоятельное знакомство с материалом и развитие аналитических навыков.
«…Если подросток чувствует, что он в чем-то познал много нового и развил, чтоб он сам это чувствовал и понимал, что он в каком-то направлении развился […] Если родители его замечают, что он в чем-то изменился в лучшую сторону. Наша такая цель, к которой мы стремимся» (руководитель лагеря-конструктора).
В то же время подобные программы требуют от детей активного участия, что отпугивает некоторых подростков.
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ
Становление подобных лагерей коммерческого сегмента занимает не менее двух лет. Далеко не всем удается преодолеть этот временной рубеж.

Большая часть лагерей-конструкторов существуют только на средства от продажи путевок. В некоторых лагерях взносы за участие платят в том числе вожатые и педагоги. Благотворительных фондов в этой сфере почти нет, случаи поддержки лагерей крупными корпорациями также единичны.

При этом организаторы не могут позволить себе сильно повышать цены, т.к. каждая дополнительная тысяча рублей влияет на массовость набора. Кроме того, эксперты считают, что высокие цены могут поставить под угрозу их самостоятельность: если родители много платят за ребенка, они чувствуют себя вправе диктовать организаторам свои условия.
Основные трудности, с которыми сталкиваются организаторы, связаны с логистикой:

 — в цену для иногородних участников приходится закладывать дорогу, что существенно увеличивает стоимость путевки; по словам одного из экспертов, большинство клиентов предпочли бы за меньшие деньги поехать за границу;

 — тарифы на автобусную доставку для «местных» детей, по мнению организаторов, завышены; ситуацию осложняет также необходимость везти детей в сопровождении ГИБДД, что означает проверку транспорта инспекторами и возможные штрафы за состояние автобуса.

Также организаторы жалуются на отсутствие государственной поддержки.
«Для нас это барьер, что государство не считает нас за людей, которые обеспечивают качественный детский отдых"(руководитель лагеря-конструктора).
Желательная поддержка со стороны государства, по мнению экспертов, должна выражаться в инфраструктурной помощи и информационном сопровождении.
Желательная поддержка со стороны государства, по мнению экспертов, должна выражаться в инфраструктурной помощи и информационном сопровождении. Один из экспертов поделился опытом организации лагеря по заказу руководства Татарстана и отметил, что рассылка информации по всем образовательным учреждениям обеспечила огромный конкурс на участие — 400 человек на 70 мест.

При этом организаторы не хотят, чтобы их лагеря включали в систему госзаказа. Во-первых, они не готовы тратить время и ресурсы на ведение сложной отчетной документации. Во-вторых, они опасаются, что обеспечение потока детей снизит желание дорабатывать программы и развиваться. Кроме того, для таких лагерей важно сохранить возможность самостоятельно отбирать участников.
Своими конкурентами лагеря-конструкторы считают в первую очередь «плагиаторов» — лагеря, которые пытаются скопировать удачные практики, не прилагая больших усилий.
Своими конкурентами лагеря-конструкторы считают в первую очередь «плагиаторов» — лагеря, которые пытаются скопировать удачные практики, не прилагая больших усилий. Они не только перетягивают на себя часть потенциальной аудитории, но и из-за поверхностной, менее качественной программы портят имидж подобных лагерей в целом. Оздоровительно-развлекательные лагеря оказываются для «конструкторов» конкурентами только в низкоценовом сегменте. Среди «конструкторов» почти нет недорогих лагерей, путевки в которые субсидируются государством. За счет этого они теряют часть аудитории — детей из малообеспеченных семей, которые могут позволить себе отдых только в оздоровительно-развлекательных лагерях.

Другие конкуренты — это короткие выездные тренинги по профориентации, которые также забирают часть аудитории летних лагерей за счет более низкой цены и быстрого «результата». Кроме того, образовательные лагеря (не считая языковых) чувствуют конкуренцию со стороны развлекательных городских мероприятий, рассказывающих о естественных науках.
Но, по мнению организаторов, конкуренция дает им дополнительный стимул постоянно повышать свой уровень и совершенствовать образовательные программы.
Но, по мнению организаторов, конкуренция дает им дополнительный стимул постоянно повышать свой уровень и совершенствовать образовательные программы.

Интересно, что организаторы «конструкторов» не рассматривают как способ решения проблем кооперацию с коллегами. Хотя существуют институционализированные площадки для профессионального общения (например, периодически проводятся специализированные конференции, а у естественнонаучных лагерей даже есть собственный форум), каждый оператор ценит свою независимость. Тратить время на проработку взаимодействия организаторы не считают целесообразным.
РЕКЛАМА и PR
Одним из важных барьеров для привлечения аудитории организаторы называют трудности с информационной поддержкой.
Одним из важных барьеров для привлечения аудитории организаторы называют трудности с информационной поддержкой. 7% москвичей среднего возраста ответили, что не отправляют детей в лагерь из-за недостатка информации.

Самым эффективным каналом привлечения аудитории эксперты считают «сарафанное радио». Поэтому лагеря стараются контактировать со школами, некоторые лагеря продолжают работать с участниками и после смены — собирают отзывы, устраивают встречи в городе и др.

Рекомендации тех, кто уже бывал в лагере, действительно воспринимаются как самый надежный источник информации. Но организаторы признают необходимость развивать и более формальные механизмы. Чаще всего используется реклама в интернете как наименее затратная. Интернет-реклама подразумевает ведение собственного сайта и страниц в социальных сетях, размещение информации в электронных базах детского отдыха (например, 7ya.ru, deti-travel.ru, alean.ru, incamp.ru), использование контекстной рекламы.

Реклама в интернете — наиболее доступный вариант, но не самый эффективный: лишь 12% респондентов, отправляющих детей в лагеря, получают информацию о культурной жизни через интернет (среди тех, кто не отправляет детей в лагеря, эта доля еще ниже —


7%). Реклама на других носителях оказывается для многих организаторов слишком дорогой.

В последнее время некоторые СМИ сами стали уделять внимание теме детского отдыха и публиковать списки лучших лагерей; в основном, в них попадают как раз «конструкторы». Подобные статьи были опубликованы в Forbes6, «Афише"7, на сайте РИА Новости8; большое внимание привлек и разоблачительный материал о лагере «Камчатка» и его масштабном проекте «Страна детей» на новостном портале meduza. io9. Прямое общение с журналистами — приглашение их в лагеря, подробный рассказ о методиках работы и др. — пока практикуются редко. Работа в этом направлении может стать важным ресурсом в расширении аудитории этих лагерей.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
1
Традиция отправлять детей на летние каникулы в лагеря возникла в СССР. Тогда существовали два типа лагерей: пионерские лагеря, которые выполняли в основном оздоровительные и воспитательные функции, и летние научные школы, где дети углубляли знания по математике и естественным наукам и готовились к поступлению в вузы. Многие черты советской системы детских летних лагерей до сих пор сохраняются в летних лагерях в России — от инфраструктуры до программного наполнения.
2
Летние лагеря достаточно популярны среди московских подростков, особенно среди тех, кто предпочитает проводить свободное время независимо от взрослых. Реже других отдыхают в летних лагерях «подростки-домоседы» — если они и соглашаются на такой эксперимент, то только один раз.
3
Сами родители не всегда охотно отправляют детей в летние лагеря. Обычно это не связано с конкретными причинами, а вызвано абстрактным опасением отпускать ребенка одного. Но если ребенку удалось отпроситься в лагерь один раз, сделать это в дальнейшем ему будет гораздо проще.
4
Можно выделить 4 основных типа летних лагерей в России: 1) оздоровительно-развлекательные лагеря «советского» типа, они составляют большую часть предложения на этом рынке; 2) образовательные лагеря, где дети углубленно изучают школьные предметы или готовятся к экзаменам; 3) социализирующие лагеря, где дети развивают коммуникативные навыки; 4) спортивные лагеря. Кроме того, в России достаточно много лагерей-конструкторов, в программе которых сочетаются элементы четырех основных типов лагерей.
5
Лагеря-конструкторы отличаются от остальных в первую очередь тем, что в их основе лежит авторская концепция и программа. Поэтому в таких лагерях проводится отбор детей для участия в смене, а вожатые и преподаватели проходят
дополнительные внутренние тренинги.
6
Главные трудности, с которыми сталкиваются организаторы лагерей-конструкторов, связаны с логистикой, а также большими расходами на аренду, т. к. у большинства из них нет собственной территории и корпусов. По мнению экспертов, желательная поддержка со стороны государства должна выражаться в инфраструктурной помощи и информационном сопровождении. Большинство организаторов таких лагерей не хотят включаться в систему госзаказа из-за сложной отчетности, возможных ограничений и желания сохранить стимул для развития.
7
Реклама в интернете — наиболее доступный лагерям вариант, но не самый эффективный. Гораздо лучше работают личные отзывы и рекомендации. Поэтому лагерям важно продолжать работать с детьми и родителями после окончания смены — собирать отзывы, проводить «встречи выпускников». Также эксперты считают перспективной коммуникационной стратегией прямое общение лагерей с журналистами — приглашение их в лагеря, подробный рассказ о методиках работы и условиях проживания.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Автор текста:

Мария Фадеева


Разработка методологии и инструментария:

Мария Фадеева
Кирилл Пузанов
Александра Талавер
Анна Черныш

Сбор и обработка социологических данных:

Полина Жигарева
Александр Костюков
Кирилл Пузанов
Юлия Чурсина
Александра Талавер
Анна Черныш

Редактура:

Алина Богаткова
Александра Орловецкая

Корректура:

Инна Маркова
Made on
Tilda